Пятница, 19.04.2024, 10:45

РМО учителей начальных классов Спасского района

Меню сайта
Категории раздела
Праздники
Новости образовани
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках, во внеурочной деятельности».
«Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках, во внеурочной деятельности». 
С.А. Исакова учитель начальных классов МБОУ Вазьянская СОШ 
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Актуальность этой задачи была подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность», включающая в себя такие личностные качества как любовь к Родине, патриотизм, гражданственность, толерантность, была определена как одна из центральных составляющих базовых национальных ценностей. 
Глубокое патриотическое чувство формируется в ходе всей жизни человека, но в младшем школьном возрасте требует специальных условий. Эталон носителя нравственно-патриотических качеств культивируется на чувстве привязанности к месту жительства, к людям, его населяющим, на изучении истории Отечества, гордости за её успехи и страдания, за её неудачи, а главное – на желание созидать во благо Родины. Становлению патриотического отношения к малой родине, безусловно, способствует реализация региональных программ краеведческого характера. Поэтому, с 2007 года я начала работать по интегрированному курсу литературного чтения «Нижегородская сторона» для начальной школы (авторы Н.Н. Морозова, В.Ф. Одегова). Отличительной его особенностью является литературное краеведение, основная цель которого – формирование духовно-нравственных ориентиров младших школьников. Преподавание этого курса обеспечивается учебными пособиями «Нижегородская сторона» для учащихся 2-4 классов. Основная особенность структурирования содержания в курсе «Нижегородская сторона» является наличие сквозных разделов, переходящих из класса в класс: «В Оке и Волге отражаясь...», «Найдёшь ли краше и мудрее...», «Были и небывальщина», «Нижегородские левши», «Народные традиции нижегородцев». 
В разделе «В Оке и Волге отражаясь...» с помощью художественных и научно-познавательных текстов школьники знакомятся с героическим прошлым и современными достопримечательностями Нижнего Новгорода. Ученики читают и слушают легенды, рассказы, стихотворения о башнях Нижегородского кремля и о символах города, об основателе города Георгии Всеволдовиче и князе Александре Невском, о нижегородском гражданине Минине и князе Пожарском, об изобретателях и учёных, о земляках-героях фронта и тыла. Этот раздел способствует развитию у школьников эмоциональной отзывчивости, сопереживания, восхищения подвигами своих земляков, родившихся и живших на нижегородской земле. В разделе «Найдёшь ли краше и мудрее...» рассказывается о нижегородском крае, о его административно-промышленном и географическом богатстве. 
Раздел «Были и небывальщина» знакомит учащихся с нижегородским фольклором: народными сказками, потешками, считалками и закличками, колыбельными и солдатскими песнями. В разделе «Народные традиции нижегородцев» учащиеся узнают о национальных традициях народов Поволжья, знакомятся с национальными играми для детей, праздниками, рецептами национальных блюд. Это способствует формированию интереса и уважения к культуре народов разных национальностей, побуждает к установлению добрых отношений между людьми. Более подробно хочу остановиться на разделе «Нижегородские левши». Содержание раздела « Нижегородские левши» раскрывает перед детьми дверь в мир красоты, созданный нашими земляками - рукодельными мастерами и представлено произведениями научно- познавательного характера, эффективно усваивается в процессе практической и творческой деятельности. Поэтому передо мной встал вопрос, каким образом активизировать познавательную деятельность учащихся, как сделать процесс усвоения этого материала более доступным и интересным? Чтобы пробудить стремление детей к познанию, свою работу я выстроила по следующим направлениям: нетрадиционная форма уроков, межпредметные связи, связь урочной и внеклассной деятельности учащихся, исследовательская деятельность, проведение экскурсий и всему этому обеспечила компьютерное сопровождение. 
Во втором классе в разделе программы « Нижегородские левши» дети знакомятся с хохломской, городецкой, полхов–майданской росписью. Такие уроки немыслимы без создания эмоциональной атмосферы увлечённости. Поэтому на своих уроках я использую компьютерные презентации. Мною разработана серия мультимедийных уроков, посвящённых декоративно-прикладному искусству Нижегородской области. Использование ИКТ на таких уроках позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту произведений народных мастеров нашего края, отправиться в увлекательное заочное путешествие к народным умельцам. Урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка особенно любимы детьми. Главной идеей раздела «Нижегородские левши» становится название стихотворения Н.Худякова « С любовью пишут мастера». Поэтому вместе с детьми мы решили создать свою творческую мастерскую «Школа мастеров» и как настоящие нижегородцы тоже попробовать творить чудеса, создавать красоту своими руками. На данном этом этапе работы удачно вписываются межпредметные связи и внеклассная работа. Так на занятиях компьютерного кружка дети учились поэтапному рисованию элементов росписей в графическом редакторе, в игровой форме, используя специальную обучающую программу, составляли узор для блюда из хохломской и городецкой росписи. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками. На уроках технологии конструировали сервиз из бумаги, а на уроках изобразительного искусства украшали его основными художественными элементами хохломской и городецкой росписи. Такие занятия увлекали ребят, способствовали развитию творческого потенциала. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, гордости за свой родной край, за причастность к нему. Познакомившись с центрами народных промыслов нашей области, перед детьми встал вопрос: а есть ли на нашей вазьянской земле мастера-умельцы? Каким промыслом занимались жители нашего села в прошлом? Поэтому мы решили заняться исследовательской деятельностью - провести исследование на тему: «Умельцы села Вазьянка. Прошлое и настоящее». Вместе с ребятами определили цель нашего проекта: изучить народные промыслы нашего края в прошлом и настоящем. Мы посетили районный краеведческий музей, совершили экскурсию по улицам родного села, беседовали с жителями села и с учителем истории школы. Ребята узнали, что в Вазьянке с давних пор крестьяне занимались плотничеством – объединялись в артели, заготавливали лес, строили дома и украшали их прорезной, накладной резьбой. Этот промысел был распространён до середины 1920 г. В настоящее время плотников в селе не осталось, но в нашей школе работает талантливый учитель технологии Исаков Е.А., который освоил технику резьбы по дереву, увлёк и учит этому мастерству детей. На уроках технологии и в кружке «Умелые руки» старшеклассники под руководством учителя изготавливают замечательные вещи: резные подставки для цветов, рамки для фотографий, светильники, резные шкатулки и многое др. Со своими изделиями ребята ежегодно ездят на районную ярмарку, где их изделия пользуются большим спросом. На основе полученных знаний мы сделали вывод, что и в нашем селе были и есть народные умельцы. После знакомства с искусством деревянного зодчества своего села, мы решили продолжить работу в «Школе мастеров» и сами попробовали воспроизвести элементы старины. Только не совсем обычный материал был в руках у моих «плотников» – бумага и картон, а вместо топора и гвоздей – ножницы и клей. Я считаю, что такие занятия активизируют познавательные процессы, создают эмоциональный устойчивый интерес к предмету, а главное - к своей малой родине. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом изучают материал, связанный с народным творчеством, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. 
Огромная роль для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества отведена школьному музею Боевой Славы, которым руководит учитель Арбузова А.А. В музее нашей школы сосредоточен богатый материал из истории нашего села: это фотографии, воспоминания, письма, фронтовые вещи, документы, оформленные буклеты, альбомы, материалы об участниках Великой Отечественной войны. Также оформлены экспозиции о Караганове Валерии, выпускнике школы, погибшем в Афганистане, и о нашем односельчанине генерале-полковнике Генералове Л. Е. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, потому что их жизнь была освещена высокой целью. Мои ребята с большим удовольствием приходят в музей на экскурсии, беседы, уроки мужества. Учащиеся моих классов - активные участники таких традиционных мероприятий школы, как конкурс чтецов «Эхо войны», посвященный 65-летию Великой Победы; конкурс сочинений "Моя малая родина"; праздник ко Дню защитника Отечества; спортивные эстафеты "Сильные и ловкие". 
В прошлом году в нашей школе было проведено районное мероприятие «Свеча памяти», посвящённое 25-ти летию со дня создания школьного музея. Моя ученица Морозова Агния зажгла свечу в память о своём прадедушке, погибшем во время ВОВ. Заранее девочкой была проведена небольшая исследовательская работа, в процессе которой она узнала, как воевал и как погиб её прадед. В нашей школе нередко проводятся встречи с ветеранами ВОВ. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства. Родители и дети с огромным интересом готовятся к конкурсам рисунков на тему войны, сочинений «Рассказ ветерана». В настоящее время мы работаем над проектом «Они защищали Родину».Дети собирают материал о своих родственниках, воевавших за нашу Родину. 
В середине декабря мои ученики получили приглашение на новогоднюю ёлку в школьном музее. Я с большим удовлетворением и гордостью наблюдала, с каким волнением и интересом они ждали этот день. С огромным удовольствием ребята рисовали новогодние открытки, мастерили ёлочные игрушки из подручного материала, разучивали новогодние стихи. И вот этот день настал. С замиранием сердца дети снова пришли в музей. Экскурсоводы 11 класса под руководством учителя Арбузовой А.А. приготовили для детей новогоднюю ёлку, которая могла проходить во время ВОВ. Ребята слушали стихи, которые читали возле ёлки в 1941 году, повесили на ёлку свои игрушки, спели всеми любимую песенку " В лесу родилась ёлочка". Экскурсоводы показали новогодние открытки того времени, а также подарки, которые отправляли дети на фронт бойцам. А совсем недавно экскурсоводы 11 класса пригласили нас на заочную экспедицию по родному краю «Мой край отеческий», где учащиеся познакомились с местами памяти о погибших в годы ВОВ и узнали, как эта память сохраняется. В очередной раз ребята испытали трепетное чувство сопричастности к миру, в котором жили, сражались и героически побеждали удивительные люди. Посещение музея дает школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. В нашем музее собраны материалы и о тех, кто выполнял интернациональный долг в Афганистане, принимал участие в боевых действиях в Чечне. Мои ученики принимают активное участие в традиционном мероприятии, посвящённом Дню вывода войск из Афганистана. В этом году экскурсоводы музея более подробно рассказали моим ребятам о событиях этой страшной войны, показали презентацию о памятниках- мемориалах погибшим в области, районе и селе. А после этого мероприятия учащиеся написали сочинение о том, как они понимают и воспринимают эту войну. Также в этом году мы приняли активное участие в районном мероприятии, посвящённом открытию мемориальной доски в память о командарме 40-й армии Генералове Л.Е. Задачу донести до умов и сердец юных ребят героические образы, высокие понятия, великие события отечественной истории выполняет воспитательная работа на базе нашего школьного Музея. Музей, являясь источником сведений о боевых подвигах народа, оставляет в душе каждого ребенка, посетившего его, искорку патриотизма, любви к истории, к своей Родине. 
Описанная мною система по патриотическому воспитанию является частью работы школы по данной проблеме и отличается заметными результатами. У учащихся меняется отношение к себе, к окружающим людям, к природе, к традициям, к поступкам людей, меняется отношение к нравственным понятиям – любовь к Родине, гордость за свою Родину. 
Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. 
Очень хочется, чтобы наша страна была сильным государством. 
Очень хочется, чтобы все люди в нашей стране жили в достатке и были счастливы. 
Очень хочется, чтобы наши дети брали в пример для подражания достойных людей, людей с большой буквы, потому что, только беря пример с достойных, у ребенка есть шанс самому стать достойным человеком. Человеком, людьми, которые смогут сделать реальностью то, что очень хочется.
Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (25.01.2014)
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: