Вторник, 16.04.2024, 10:11

РМО учителей начальных классов Спасского района

Меню сайта
Категории раздела
Праздники
Новости образовани
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи сельских школьников в процессе совместной деятельности

 Дерябина А.М., учитель МБОУ Спасская СОШ 

« Развитие речи сельских школьников в процессе совместной деятельности»

Актуальность проблемы определяется  

стандартами нового поколения

Большая роль отводится развитию речи младших школьников , а также совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками.

2) спецификой труда сельского учителя

Для нашего класса характерно:

-окающий диалект

-просторечие;

-« проглатывание» и искажение окончаний;

-использование слов и выражений, засоряющих речь: ну, что-ли, вот, так и т. п.

Кроме этой дидактической задачи перед нами стоит культурно-нравственная, педагогическая.

 Дети часто употребляют в речи грубые, нецензурные выражения, не стесняясь говорить их при взрослых.

От эффективности решения задач речевого развития младших школьников зависят их дальнейшие успехи в овладении знаниями по всем предметам. Успешность положения школьника в годы обучения зависит также от характера его общения с одноклассниками, учителями, друзьями, родителями.

Краткий анализ литературы

Проблема речевого развития учащихся начальных классов привлекала внимание ученых еще в 80 –е годы XIX века.  К. Д. Ушинский ставил развитие « дара слова» на первое место.

 В исследованиях речевого развития ребенка участвовали такие лингвисты и психологи, как Л. С. Выготский,  В. В. Виноградов, Ж. Пиаже, П. П. Блонский и другие.

Новизна опыта

        Новизна нашей работы заключается в следующем:

-создана система комплексного развития связной речи учащихся в процессе совместной деятельности на уроках русского языка и чтения по УМК «Гармония»

-игры и упражнения подобраны в соответствии с рекомендациями  ФГОС и отвечают критериям познавательной ценности;

-игры и упражнения направлены на формирование всех видов УУД (личностные, метапредметные, предметные).

Цель исследования : изучить влияние совместной деятельности на развитие речи учащихся сельской начальной школы.

Исходя из цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме, проанализировать стандарты нового поколения;

2.Подобрать диагностический материал для оценки уровня развития коммуникативных умений учащихся;

3.Описать систему работы по формированию правильной речи учащихся;

4.Проверить эффективность применяемых упражнений.

В УМК « Гармония» курсов русского языка и литературного чтения есть свои особенности. Они на слайде.

К семилетнему возрасту дети уже, в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса, в пределах разговорного стиля.

Иными словами , дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Ожидаемые результаты

Мы ожидаем от ребят развитие личностных УУД, регулятивных , познавательных УУД, предметных результатов ,а в большей степени

 развитие  коммуникативных

универсальных учебных действий:

умение слушать и слышать друг друга;

с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - владеть монологической и диалогической формами речи;

умение спорить и отстаивать свою позицию;

уважительно относиться к партнерам, быть внимательным к личности другого

Речь,  ее виды, главная функция и методы развития

Речь - основное средство общения

Речь является основным средством общения. Наилучшими каналами овладения богатствами языка являются 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

Возможно, что внешняя речь и ее развитие не есть главные,  конечные задачи; главное – через виды внешней речи развить внутреннюю речь, то есть достичь высокого уровня мышления.

Нельзя развивать речь учащихся, не развивая их мышление. Еще К. Д. Ушинский считал, что развивать у детей « дар речи» - это значит, почти то же самое, что развивать у них логическое мышление. При этом он предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от мысли. Это повело бы к развитию у детей умения болтать.

Методы развития речи учащихся

В современной дидактике все многообразие методов развития речи сведено в три основные группы( по  М. Р. Львову).

Имитативные методы

Коммуникативные методы

Метод конструирования текста

Все три группы методов сочетаются в работе учителя и учащихся, дополняют друг друга и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся.

В решении  данной проблемы оказывает целенаправленная организация совместной деятельности.

Использованию коммуникативных технологий в наше время отводиться важная роль.

«Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми».[18.6

 Содержание совместной деятельности значительно богаче индивидуальной. Каждый участник вносит в нее свой опыт. Благодаря общению образуется как бы общий фонд информации, которым пользуется каждый, формируются своеобразные и наиболее экономные способы обмена мнениями. Уровень регуляции возрастает.

 Совместная деятельность позволяет решать многие задачи и одна из них – развитие речи.

Особенности сельских школьников обусловили выбор развивающих приемов. Работу по развитию речи на основе включения детей в совместную деятельность считаем необходимым условно  разделить на два этапа:

       1). Подготовительный.

       2). Основной

На подготовительном этапе все упражнения направлены на адаптацию ребенка к школе, знакомство с одноклассниками, учителем, на умение продуктивно общаться, на развитие устной речи.

Игры, игровые разминки, логические задачи

Пополняется словарный запас школьников, дети учатся уважать друг друга, выслушивать каждого.

Система упражнений по развитию речи младших школьников

на основном этапе

На основном этапе развития речи при изучении разных учебных предметов, особенно русского языка, чтения мы применяем разные приемы коллективных учебных занятий: взаимные диктанты в парах сменного состава, работу в малых группах.

При применении именно такой формы работы все дети задействованы в учебном процессе, каждый ребенок обладает речевой активностью. Качество обучения детей значительно возрастает при использовании групповых методов на уроке, которые не требуют от учеников соблюдения абсолютной тишины, строгой дисциплины, что для наших детей труднодостижимо, а напротив, предоставляют возможность поговорить, обсудить проблему.

Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. Такая форма обучения также решает проблему подтягивания более слабого ученика.

Деление класса на группы осуществляем по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Ученик-консультант руководит ходом работы в группе. Консультантов учитель может менять. Состав группы тоже не постоянный.

К. Д. Ушинский говорил, что « Дар слова» развивается не иначе, как от упражнений. Упражнения по развитию речи проводим на всех уроках, используя работу в парах и группах.

Все упражнения по развитию речи мы условно разделили на уровни:

- произносительный уровень

- лексический уровень

- грамматический уровень

 Произносительный уровень

Ведется работа над техникой речи, организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

Это упражнения для постановки правильного дыхания, упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ.

Работа со скороговорками

Эта работа формирует умение интонационно выделять какой-то звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторить его как можно чище.

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой, дарит великую эстетическую радость.

Скороговорки написаны на карточках. Они находятся в трех конвертах по степени сложности и объема.

Дети работают парами. Один читает  скороговорку несколько раз, сначала медленно, затем быстро. Другой проговаривает ее 1-2 раза. После меняются.

Дети работают парами. Готовятся прочитать скороговорку быстро 3 раза.

Дети работают в группах. Первый ученик произносит первое слово скороговорки, второй – первое и второе, третий- первое, второе, третье… и так далее.

Группы готовятся хором произнести скороговорку медленно, представляя себя воронами, затем быстро, как сороки, как « воробышки» легко, как бы чирикая.

Дети работают в группах. Игра « Телефон». Учитель шепотом произносит скороговорку первому ученику группы, ребенок шепотом передает следующему и т. д.. Последний ребенок четко произносит то, что он услышал. Группа хором произносит скороговорку.

Дети работают в парах. Подбираем скороговорки, которые учащиеся читают по ролям. Получается диалог:

Встретил в чаще еж ежа:

– Как погода, еж?

–Свежа!

И пошли домой , дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

Дети работают в группе. Готовятся прочитать скороговорку ( грустно, радостно, удивленно, шепотом, быстро, громко…).

Лексический уровень

( словарная работа)

  С точки зрения механизмов речи перед школьниками стоят две задачи: 1) задача количественного накопления в памяти каждого ученика с пониманием всех оттенков значения слов; 2) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности.

                            Работа с фразеологизмами, словарями, синонимами, антонимами.

Грамматический  уровень и уровень текста в развитии речи

На этих уровнях работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения, работа над текстом.

Беседы в парах

Учитель объявляет тему. Один ученик задает вопросы, другой отвечает, потом наоборот. Пары меняются. За 5-7 минут дети поговорят с 4-5 учениками.

Далее учитель задает вопросы: Чьи ответы понравились больше? Почему? Что интересного узнали друг о друге? Темы такие: « Моя семья», « Любимые игры» , Моя мечта», Когда я стану взрослым», Любимая телепередача», « Лето в лесу», « Мои друзья», «Что нравится в школе?», « Мое Спасское» и т. д.

Проверка домашнего задания на уроках чтения

Каждая группа имеет свой оценочный лист. В перемену назначается старший, причем  назначаем не одного и того же. На уроке начинается проверка домашнего задания (пересказ, выразительное чтение, чтение наизусть). После того, как ответит каждый ученик, отвечает старший группы. И если ответы учеников оценивает он, то его оценивает вся группа.

После завершения опроса старшие сдают оценочные листы, и к доске вызываются ученики по выбору учителя или учеников.

В результате этой работы опрошен каждый ученик класса, некоторые получают эту возможность дважды.

Важной формой работы по развитию речи и мысли считаем сочинения -миниатюры.

Часто с ребятами ходим в природу: в лес, на луг, на берег реки. Дети очень тонко чувствуют, переживают красоту увиденного, услышанного.

На уроках русского языка, чтения пишем миниатюры. Примерные темы:

Зима

« Мороз-художник», «Январский снег», « Необычная зима», « Воробьи меня не боятся», « Каким бывает снег», « Краски зимы» « Зимняя река», « Зимний сад».

Весна

« Запахи весны», « Весенний дождь», « Вестники весны», « Подснежник проснулся»,  « Березка плачет» « Черемуха-невеста», « Желтый одуванчик».

Осень

« О чем шепчутся листья», « Разноцветные кораблики», « Терем расписной», « Осенняя печаль».

Обо всем на свете

« Наш праздник», « Я любуюсь», « Мои друзья», « Мое Спасское», « Мои розы», « Когда я был маленький», « Моя бабушка».

Дети работают в группах. По карточкам, в которых даны опорные слова на заданную тему, устно составляют красивый текст. Затем записывают каждый у себя, кто что запомнил. Слушаем по одному из группы.

Работа с пересказом на уроках чтения

Осуществляется в группах малого состава по разному.

Проверка домашнего задания проходит так. Если текст маленький, то консультант спрашивает всех по очереди пересказ всего текста, следя за правильностью речи(+, -) , чистотой ( +, - ). Выставляет общую оценку. Если текст большой, то консультант спрашивает пересказ небольшой части всех ребят по очереди.

Обычно у всех групп все получается, ведь в группах есть и слабые, и сильные ученики. Из своей практики стала замечать, что те, которые вначале боялись отвечать, испытывали страх, теперь в группе высказывают свое мнение, радуются успехам. Готовить домашние задания стали все ответственнее – ведь стыдно подвести группу.

Такая методика помогает учителю сельской школы развивать самостоятельность, следить за ходом  рассуждений.

В  конце первого класса и в начале третьего были проведены сравнительные диагностики речевого развития по методике Л. П. Уфимцевой. В результате проведенной диагностики было выявлено, что речь многих ребят обогатилась, стала более чистой, правильной, точной.

Данные занесены в таблицу и диаграммы ( Приложения 1, 2, 3, 4)

В третьем классе были проведены две анкеты с целью выявления уровня развития общения, насколько коммуникабельны ребята в классе, а также узнать каков уровень развития учебного общения.

Все данные заносятся в таблицу. Результаты вынесены в диаграмму.  (Приложения 5, 6, 7, 8)

               Вывод: совместная деятельность привела к возросшему авторитету товарищей-собеседников.

По результатам анкетирования можно сделать выводы

-дети с удовольствием ходят в школу, им интересно учиться

- детям нравится работать в парах и группах

- у всех есть друзья в классе

Значит, в классе царит доброжелательная , деловая обстановка. Положительные эмоции вызывает у детей, мы думаем, сотрудничество в парах и группах на уроках и внеклассных мероприятиях. На вопрос анкеты, нравится ли тебе работать в группе, все ученики ответили « да». На вопрос, чем нравится работать в группе, дети отвечали так : «посоветоваться можно, не так страшно ошибиться, когда вместе, радостно когда ответ правильный, в группе меня поддерживают».

Конспект урока по чтению, проведённый в 1 классе  (Приложение 9)

Заключение

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является речь. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

Развивать речь учащихся, научить правильно общаться можно только ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса.

В решении этих задач помогает использование на уроках групповой формы работы. Проводя речевые упражнения в группах и парах, отмечаем, что дети доброжелательнее друг к другу, отзывчивее, у них появляется интерес к учебной деятельности.

Третий год содружества, сотворчества и сотрудничества детей позволяют сделать следующие выводы. Речь детей обогатилась новыми словами, расширился их лексикон – дети усвоили ранее неизвестные им речевые обороты. У многих пробудилась потребность познания родного слова в процессе работы со словарем и справочным материалом.

По результатам диагностик и анкетирования видно, что уровень развития речи и коммуникативных способностей стал выше. Применяя речевые упражнения на уроках в процессе сотрудничества привело к более высокому уровню развития речи и коммуникативных способностей.

Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана2845 (29.03.2015)
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: